Церкви без единого гвоздя - миф или реальность

Автор кандидат архитектуры, архитектор-реставратор 1 категории Вахрамеева Т.И.

Почти все мы слышали фразу, которой нередко характеризуют старинные деревянные сооружения, особенно церкви: «создана без единого гвоздя». Это расхожее определение часто присутствует в лексике экскурсоводов, рассказывающих о памятниках народного деревянного зодчества. Насколько же оправдано такое изречение, действительно ли так создавали наши предки замечательные, удивительные по своей выразительности и красоте деревянные здания. Чтобы понять это, попробуем несколько разобраться в исторической и современной технологии плотницкого дела.

В самом деле, постройка из бревна, сруб, собранный способом рубки « в обло», т.е. с остатком, когда бревна смежных стен, пересекаясь в углах , имеют небольшие выпуски , или « в лапу», без выпусков, образуя «чистый угол», не нуждается в гвоздевом креплении. Стены держатся на врубках. Дерево в этом плане , очень удобный материал. Достаточно легко с помощью топора и других плотницких инструментов вытесать необходимую форму бревна с шипом или пазом, с тем, чтобы состыкованные элементы прочно и надежно крепились между собой. Народными мастерами были выработаны способы взаимного крепления бревен в углах , по длине и высоте на различных типах врубок, так называемых «замках», использование которых позволяло возводить срубы значительной высоты – до 30 и более метров, и различной конфигурации. Например, сруб основного объема Успенской церкви в селе Варзуга имеет высоту около 17 м, и сруб, действительно выполнен без единого гвоздя, бревна соединены между собой врубками, припазованы верхние к нижним. Интересно, что в срубе этой церкви не были использованы для крепления бревен между собой и такие часто используемые элементы, как деревянные нагели (или коксы). Они, как правило, устанавливаются в шахматном порядке между венцами по высоте в вырубаемые или высверливаемые пазы в бревнах, с небольшим зазором для возможной усадки сруба.

Сейчас, при реставрации, было решено такие нагели ввести, для предотвращения выпучивания стен, смещения бревен относительно друг друга в горизонтальной плоскости, для предотвращения деформаций Следовательно, мы выяснили, что сруб – основа бревенчатого сооружения , ставится, действительно, без гвоздей.

Теперь – крыша, как в старину выполнялась она? Существовало несколько традиционных типов крыш по форме, конструктивной основе, покрытию. В XVII-XVIII веках в культовых зданиях применяли чаще всего при строительстве для завершений храмовой части или двускатные самцово-слеговые покпытия, или шатровые покрытия. Церковь в с.Варзуга – пример церкви с шатровым покрытием. Основу шатрового покрытия составляет также сруб, выполненный «в реж», т.е. форму шатра создает пирамидальный бревенчатый сруб , сложенный с прозорами и также без гвоздей. А вот для укладки собственно кровельного покрытия – теса, дороженных досок, гвозди уже требуются. Каждая доска крепилась двумя или четырьмя коваными гвоздями.

Основа главы церкви состоит из каркаса - журавцов и кружал, т.е. хотя она и каркасная, изготавливалась также без гвоздей, соединения – на врубках, или с дополнительным креплением деревянными круглыми нагелями. Обрешетка же и лемех закреплялись на главке коваными гвоздями. Хотя в боле ранние времена эти крепления могли производится деревянными нагелями.

В тоже время существовали и крыши в безгвоздевом варианте. Это были двускатные самцово-слеговые крыши. Постройки с такими крышами имеют бревенчатые рубленые треугольные фронтоны, связанные между собой по горизонтали бревенчатыми слегами. Как правило, чем древнее постройка, тем более часто врубались слеги. Встречаются примеры крыш со слегами в виде сплошного наката. В эти слеги врубались такие конструктивные элементы как «кокоры-курицы», это стволы молодых елок с корневищем, обработанным в виде крюка или стилизованной грудки птицы. На эти курицы-крюки укладывалось почти горизонтально, с небольшим наклоном, бревно или брус с желобом , называемый потоком или водотечником. Затем по скату крыши укладывали тес – кровельные доски. Нижним торцом эти доски упирались в поток, верхним ложились на коневую слегу. Затем верхние концы досок кровли накрывались массивным, выдолбленным снизу под уклоны крыши бревном, именуемым «шелом» или «охлупень». Шелом, в свою очередь, для более его надежного крепления и удержания на крыше , фиксировался к коневой слеге «сороками-стамиками» - деревянными длинными шпонками, проходившими сквозь продалбливаемых отверстий в шеломе и коневой слеге , под которой они заклинивались деревянным клином. А верхняя часть сорок имела декоративную фигурную обработку. Такая конструкция крыш не требует использования гвоздевых соединений, достаточно проста в выполнении, рациональна. Она использовалась при строительстве народными мастерами храмов (церквей, часовен), жилых домов, хозяйственных сооружений вплоть до начала ХХ века.

Т.е. мы выяснили, что сруб и крыша здания, церкви, могут быть возведены без гвоздей , или с их минимальным количеством, что реально и выполнялось. Для устройства перекрытий гвозди также не требовались. Балки пола и потолка врубались в стены, настил пола и потолка, как правило, из плах, опирался на балки с подтеской плах по длине друг к другу и иногда креплением деревянными шпонками. Массивность элементов обеспечивала надежность таких конструкций, и исключались случайные подвижки.

Оформление проемов, – здесь тоже обходились без гвоздей. Косяки окон и дверей изготавливались из массивного бруса, и насаживались на шип бревен проема . Сверху они прижимались вершником, также по принципу шипа и паза. Оконные рамы в косяках заклинивались без гвоздей, и сами изготавливались на врезках элементов, с дополнительным креплением деревянными нагелями.

Изготовление и навеска дверных полотен также могли обходиться без гвоздей. Дверное полотно набиралось из досок толщиной от 40 до 60 мм, соединяемых между собой «в паз» или «в четверть» с фиксацией двумя поперечными врезными шпонками, располагаемыми, как правило, под небольшим уклоном друг к другу. В старину дверь насаживалась без петель, с установкой «на пятах», когда в крайней доске полотна у ее кромки оставляли круглые в сечении шипы, вставляемые в пазы вершника двери и порога. На этих шипах дверь и вращалась. Двери подобной конструкции сохранились на памятниках в музеях-заповедниках деревянного зодчества, и на отдельных старинных храмах, сохраняемых на местах. Конечно, наиболее широко с XVII века стали использовать устройство дверных полотен на металлических жиковинах, прибиваемых к полотну коваными гвоздями.

Из всего, сказанного выше, можно сделать вывод, что выражение «церковь сложена без гвоздей» имеет под собой реальную основу, церкви, действительно рубились без единого гвоздя. И Успенская церковь в с.Варзуга в целом так сложена, а при устройстве кровельного покрытия, навеске дверей в дело пошли и гвозди.

Поэтому, думаю, услышав подобное определение, не стоит возмущаться, обнаруживая в ряде конструкций гвозди, ведь старый сруб-то, действительно, без гвоздей, да и основа традиционных крыш , перекрытий и т.д., тоже. Мастерство старых плотников вобрало в себя опыт многих предшествующих поколений, было настолько велико, что по сути одним топором, без гвоздей, используя различные типы врубок и замковых соединений создавались и мощные срубы и уникальные оформленные декоративной подтеской дверные порталы, элементы внутреннего убранства, скамьи, аналои, клиросы и т.п.